УРОК 1. ЖИВОПИСЬ. ТЕМАТИЧЕСКИЙ НАТЮРМОРТ С ПРЕДМЕТАМИ РАЗЛИЧНОЙ МАТЕРИАЛЬНОСТИ. 3 класс

Задание для групп ДООП ДПТ "Дизайн одежды и ткани" 3 класс, ДООП ДПТ "Художественная обработка дерева" 3 класс

Часть 1
urok4 1urok4 2Материалы: графитный карандаш, ластик, акварель, кисть небольшого размера (№ 3, 4), палитра, ёмкость с водой, бумага. Работу по живописи лучше выполнять на формате А3 (поскольку на А4 тяжело работать, очень мелкие детали). Для работы красками, в отличие от быстрого карандашного наброска, необходима более плотная бумага. Живопись рассчитана на 6 сеансов по 1 часу. То есть следует основательно подготовиться, найти плотную подложку под работу, укрепить лист зажимами. Организовать рабочее место для постановки.
Будем изображать «кухонный» натюрморт, составленный из предметов различной материальности: стекло (бутылка, ваза или графин и т. д.), металл (ложка, нож…), керамика (чашка, сахарница и т. п.) В натюрморт можно положить фрукт или овощ.
Фоном могут стать кухонные (желательно однотонные) полотенца. Однако в качестве драпировок можно взять любую подходящую ткань, даже что-то из одежды (шарф и т.д.). В тканях можно заложить небольшие складки.
Натюрморт можно поставить на подоконнике, но исключить прямые солнечные лучи и работать примерно в одно и то же время суток. Привожу вариант пленэрного натюрморта (с букетом), выполненного при естественном освещении (свет из окна) в течение часа. Солнечный свет изменчив. Работать удобнее, если постановка имеет постоянное освещение – настольная лампа. Группу предметов можно скомпоновать на столе, стуле – ниже уровня глаз.
Определяем как положить лист (вертикально или горизонтально). Это зависит от расположения предметов в постановке и их пропорций. То есть следует определить соотношения высоты и ширины.
Часть 2
urok4 1urok4 21.КОМПОНОВКА – начальный этап изображения. Размещаем предметы на листе бумаги. Помечаем тонкими лёгкими линиями – какое место занимает каждый предмет. Это зависит от расположения предметов относительно друг друга и пропорций самих предметов. Рассмотрим на приведенный мною вариант горизонтальной композиции (с банкой). Самый приближенный к нам предмет – яблоко, чуть дальше находится металлическая ложка, еще дальше – чайник и самый удаленный предмет – банка. Чем дальше предмет находится от наблюдателя, тем выше относительно нижнего края листа он изображается. Изображаем так, что бы вокруг предметов было достаточно пространства, но не было неоправданных пустот. От нижней границы изображений до нижнего края листа должно быть больше места, чем от верхней границы изображений до верхнего края листа.
2. Пurok4ОСТРОЕНИЕ предметов. Строим предметы насквозь. Симметричные предметы строим при помощи оси симметрии, откладывая от оси один размер. Пользуемся для выравнивания прямых линий и измерений на рисунке полоской бумаги с ровным краем. Построение эллипсов и приемы определения пропорций (соотношение частей) напомнит прилагаемое пособие.
После первого часа самостоятельной работы,urok3 6 у вас пurok3 5олучается незавершенное построение. Полностью качественное, точное построение завершим после второго занятия. Но отчитываемся ЕЖЕНЕДЕЛЬНО (после каждого занятия согласно своему расписанию). Результат первого занятия вы сразу посылаете преподавателю Юлии Викторовне на электронную почту lesina.ula@yandex.
Варианты постановки натюрморта.

Часть 3
Здравствуйте, ученики 3 класса. Продолжаем работу над тематическим натюрмортом различной материальности. Вначале была опубликована первая большая часть урока, где описаны процессы: подбор и постановка композиции из предметов, выбор формата, компоновка и построение.
Построение мы завершаем 24 апреля. Напоминаю, что отчеты о процессе работы высылаем ЕЖЕНЕДЕЛЬНО по эл. почте Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. или в личные сообщения преподавателю Юлии Викторовне.
Итак, мы удачно закомпоновали, точно построили предметы. Переходим к работе с красками.
Ход работы над ЦВЕТОВЫМ РЕШЕНИЕМ:
поиск крупных цвето-тональных отношений
передача объема предметов
детализация, обобщение
Разберем алгоритм работы более подробно.
urok 3 7Определяем место предметов в светлотном ряду. Например, на предложенной мною работе, самый светлое пятно – банка (особенно верхняя часть), чуть темнее – чайник, ещё темнее - металлическая ложка, темнее ложки, самые темные – апельсин и яблоко. Делаем заливки акварелью, начиная с самого светлого предмета. С ним сравниваем более темные. Внимательно анализируем натуру, пользуемся палитрой для составления цветовых смесей. Стараемся не смешивать более трёх цветов.
urok 3 8Стекло прозрачное. Через него виден фон, и он кажется более белесым. Белую краску брать нецелесообразно, в акварели разбеление достигается разбавлением цветовых смесей водой. Чем светлее окраска предмета, тем больше доля воды в смеси. То есть смесь не должна быть густой.
Замечаем взаимовлияния, рефлексы, нюансы. Мазки кладем по форме предметов. Передаем пространство внутри постановки (как выглядят более удаленные элементы). Стеклянная банка не только прозрачная, но и гладкая, блестящая. В натюрморте три предмета с гладкими поверхностями ( банка, чайник, ложка). Такие поверхности хорошо отражают окружающие предметы. Выполняем рефлексы (отражения).
urok 3 9Блики оставляем белыми, места белесых отражений можно выполнить способом "отмывка". Для этого снимаем влажной кистью слой уже наложенной краски.
В тенях (собственных и падающих) вы увидите более глухой в сравнении с освещенной стороной цвет. Там появляется серый оттенок. Прилагаю пособие - памятку «Получение серых смесей».
urok 3 10Уточняем объем предметов, накладывая слоями прозрачные пятна акварели. Поправляем фон, передаем пространство, пишем падающую тень, замечая как она ослабевает, отдаляясь от предметов. Падающие тени кладем плоскими мазками.
Посмотрим на работу с некоторого расстояния, оценим результат. Сделаем необходимые исправления, дополним деталями (в моем варианте натюрморта – это пятна-штрихи на кожуре яблока, точки (поры) на апельсиновой кожуре). Выполняя живописное решение, мы использовали такие приёмы акварели: заливка, отмывка, многослойная живопись.
Цветовое решение выполняется в течение 3 уроков.
После каждого занятия согласно вашему расписанию (еженедельно: 24 апреля, 08 мая, 15мая) отсылаем работы преподавателю на эл. почту Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Здоровья и успехов! Юлия Викторовна

Напоминаем, после каждого занятия согласно вашему расписанию (еженедельно) отсылаем работы преподавателю на эл. почту lesina.ula@yandex.
Жду работ и вопросов. Всем здоровья и успехов!

Детская школа искусств №2